В период с 10 по 14 апреля 2017 года начальник управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Государственного контрольного комитета Республики Карелия Шахов В.С. и консультант управления Секачева И.В. повысили квалификацию на специальных курсах для работников органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации программе дополнительного профессионального образования по направлению «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в субъектах Российской Федерации» в объеме 40 часов.

Обучение проходило в Москве на базе научно-образовательного центра противодействия коррупции Института «Высшая школа государственного управления»Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Перед слушателями выступали с лекциями известные отечественные эксперты в области противодействия коррупции, участвующие в разработке антикоррупционного законодательства и взаимодействующие с международными экспертами и институтами по вопросам внедрения зарубежных стандартов в России:

Конов Алексей Владимирович - директор Центра, один из ведущих специалистов-экспертов в области противодействия коррупции, член Экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации;

Сидоренко Элина Леонидовна – профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России, д.ю.н.;

Цирин Артем Михайлович – заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, к.ю.н.;

Будай Сергей Николаевич – профессор кафедры основ организации управления в организациях Академии Генеральной прокуратуры, к.ю.н., доцент;

Давыдова Надежда Алексеевна – начальник отдела политики в сфере противодействия коррупции на государственной службе и в организациях Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ;

Кунев Денис Анатольевич – руководитель организационно-аналитического отдела Главного управления процессуального контроля Следственного комитета Российской Федерации;

Ильин Андрей Андреевич – главный советник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

На курсах повышения квалификации обучалось 60 человек из числа сотрудников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений, руководителей и специалистов органов исполнительной власти и муниципальных служащих из 36 субъектов Российской Федерации.

Большое внимание уделялось теме «Конфликт интересов». Министерство труда и социальной защиты РФ готовит методические рекомендации по выявлению конфликта интересов с типовыми примерами, выход документа ожидается в конце июня текущего года.

У слушателей возникало много вопросов в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» в части нововведений о наделении полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ принимать решение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, главой местной администрации, замещающего данную должность по контракту, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и появлении обязанности у перечисленных лиц отчитываться о доходах перед руководителями субъектов РФ.

Представители Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции сообщили, что по аспектам реализации 64-ФЗ в субъекты РФ до конца апреля т.г. будут направлены соответствующие разъяснения и рекомендации. При этом отмечается, что в текущей декларационной компании следует руководствоваться действующими региональными нормативными правовыми актами (до принятия новых НПА).

В процессе обучения внимание слушателей было акцентировано на следующих новых подходах в сфере противодействия коррупции:

-       готовящихся изменениях в федеральном законодательстве об имущественной ответственности за коррупционные преступления;

-       ориентации на выявление коррупционных рисков (Минтруда РФ готовит новые методические материалы – выйдут в мае 2017 года), привязке антикоррупционных мер к реальным коррупционным схемам, обоснованном формировании Перечня должностей, на которые налагаются жесткие антикоррупционные требования;

-       подготовке проекта федерального закона по выявлению конфликта интересов (разработчик – Минтруда России);

-       совершенствовании системы ограничений и запретов, в том числе на основе международного опыта;

-       ориентации на внедрение этических стандартов поведения (перспективное направление для России, с учетом международного опыта);

-       государственной защите заявителей;

-       совершенствовании правового регулирования труда работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний, внедрении антикоррупционных мер (лучшие практики в ОАО «РЖД», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»);

-       подготовке изменений в антикоррупционном законодательстве в части необходимости разработки мер по противодействию коррупции в подведомственных организациях на уровне субъектов РФ;

-       поэтапном внедрении правовых норм и реализации положений международных Конвенций по противодействию коррупции (криминализация основных коррупционных правонарушений, введение ответственности юридических лиц, введение ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета, введение ответственности за обещание и предложение взятки, и др.).

По информации Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, в рамках анализа исполнения Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию деятельности в области противодействия коррупции» было установлено:

-       в ряде субъектов РФ имеются недостатки по выполнению Указа 364 (организацией работы по противодействию коррупции занимаются 2 и более органа исполнительной власти, в сферу деятельности органа входит не весь спектр задач, выполняются несвойственные функции);

-       в 27 субъектах созданы отдельные органы (подразделения) по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

-       в 16 субъектах органы (подразделения) по профилактике коррупционных и иных правонарушений непосредственно подчиняются высшему должностному лицу региона (Республика Карелия в их числе).

Позиция Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции - органы (подразделения) по профилактике коррупционных и иных правонарушений должны быть самостоятельными и непосредственно подчиняться высшему должностному лицу региона (допускается их создание в структуре Администраций руководителей регионов, но с прямым подчинением высшему должностному лицу субъекта РФ). В перспективе планируется создание единых вертикально интегрированных структур по профилактике коррупционных и иных правонарушений в РФ.

По мнению экспертов, в России создано и постоянно совершенствуется одно из лучших антикоррупционных законодательств в мире. Об этом может свидетельствовать статистика по расследованию дел коррупционной направленности.

В 2016 году в суды направлено 10229 уголовных дел коррупционной направленности, вынесено 6071 обвинительных решений.

Больше всего коррупционных правонарушений выявлено в следующих сферах:

-       правоохранительная деятельность – 35,9%;

-       образование и наука – 18,7%;

-       здравоохранение и соцобеспечение – 11,1%;

-       финансы (бюджет) – 6,4%.

По общему мнению слушателей курсов повышения квалификации, учеба в РАНХиГС была организована на высоком профессиональном уровне, наряду с лекциями проводились практические занятия, осуществлялся обмен мнениями в режиме взаимозаинтересованного диалога.

На завершающем этапе обучения был организован «круглый стол» по вопросам организации деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений с целью обмена опытом между регионами.

Заслуживает внимания опыт Тульской области по автоматизации процессов приема, анализа и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Информационная система «Учет сведений о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих» (далее – Сведения) предназначена для автоматизации процессов сбора, проверки, анализа и подготовки к публикации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, предоставляющих сведения о доходах в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. №  460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Система состоит из двух модулей:

    1. Конфигурация «Учет сведений о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих»
    2. Автономное приложение

Возможности конфигурации «Учет сведений о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих»:

-         автоматическое внесение справок о доходах и расходах в систему посредством сканера;

-         контроль соответствия сведений из справки данным декларанта в базе данных;

-         сравнение данных с данными предыдущего года;

-         формирование запросов в различные организации;

-         формирование отчета для публикации сведений на сайте;

-         формирование списков декларантов;

-         отчеты по анализу предоставленных сведений: проверка правильности указания сведений по одному объекту имущества у разных членов семьи.

Автономное приложение к АИС «Учет сведений о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих» позволяет:

-         упрощать ввод данных посредством ряда встроенных общероссийских классификаторов и перечислений;

-         осуществлять контроль заполнения данных перед выводом на печать;

-         формировать печатные формы по шаблону в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460;

-         сохранять внесенные сведения в файл формата xml, для последующего использования.

Данный программный комплекс на базе АИС 1С был разработан и внедрен в Тульской области в 2013 году. В 2016 году в АИС «1С: Справка о доходах» дополнительно разработан модуль, позволивший автоматизировать процесс контроля за проведением проверок достоверности представленных сведений. Внедрение программного комплекса позволило повысить эффективность работы подразделения по профилактике коррупционных правонарушений. Автоматизация процесса анализа упростила процедуру выявления оснований для инициализации проверок полноты и достоверности представленных сведений.

Следует отметить, что в Тульской области созданы единые централизованные кадровые, антикоррупционные, юридические, бухгалтерские службы, обеспечивающие все органы исполнительной власти региона.

Эффективное решение сложных задач по профилактике коррупции невозможно без постоянного совершенствования знаний, обмена опытом и лучшими антикоррупционными практиками. Работа в этом направлении будет продолжена на плановой основе в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г.  № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы».