Комиссия Правительства по законопроектной деятельности на заседании в понедельник, 5 июня, одобрила законопроект, позволяющий уменьшить обеспечение по госконтрактам и банковскую гарантию, пропорционально объему выполненных работ.

Минфин занялся разработкой документа во исполнение поручений президента и Правительства, данных в марте 2015 года, которые просили предусмотреть возможность уменьшения банковской гарантии по мере поступления оплаты по контракту, обеспечением которого она является. Изменения вносятся в ст. 34 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Ее предлагается дополнить новой ч. 13.2, согласно которой в контракт, предусматривающий отдельные этапы (периоды) исполнения включается условие об уменьшении размера обеспечения его исполнения, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. К исключениям могут быть отнесены договоры, разбитые на периоды (по исполнению обязательств и оплате), но подразумевающие достижение итоговой цели.

Размер обеспечения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных обязательств до полного исполнения контракта при условии, что у заказчика нет претензий к исполнителю (ч. 7.1, которым предложено дополнить ст. 96). При этом одновременно и в той же пропорции уменьшаются и размеры банковской гарантии, для чего сведения о стоимости исполненного поставщиком или подрядчиком обязательства вносятся в реестр контрактов, заключенных заказчиком и единый реестр банковских гарантий (согласно ч. 3.1, которой дополняется ст. 45 закона).

Также в ст. 34 появится ч. 29, обязывающая исполнителя (поставщика) в течение месяца со дня требования заказчика предоставить новую банковскую гарантию для обеспечения контракта, если кредитная организация, которая взяла на себя такие обязательства ранее, лишилась лицензии. Иначе ему будут грозить пени за каждый день просрочки. Эта гарантия также может быть уменьшена, пропорционально периодам исполнения работ по договору. Заказчик же в течение трех дней после оформления новой гарантии обязан будет вернуть "старую" банку, оставшемуся без лицензии (согласно п. 12, появившемуся в ст. 45).

По мнению авторов, банки, благодаря этим мерам, смогут сократить обязательные резервы, правда, получат меньшее вознаграждение по гарантии, что позволит сэкономить исполнителям контрактов. Указано также, что распространить применение новелл можно будет на отдельные работы и услуги, предусматривающие периодичность.

Комментируя предложенную новеллу, председатель правления АЮР Владимир Груздев напомнил, что обеспечение по госконтракту необходимо, чтобы подстраховать заказчика от неисполнения его условий. "Государство должно быть уверено, что фирма, выигравшая тендер, обладает достаточными ресурсами для выполнения необходимых работ точно в срок. Но обеспечение должно быть разумным, чтобы оно не становилось дополнительным бременем для бизнеса, – считает юрист. – Поэтому и предлагается уменьшать обеспечение по госконтрактам пропорционально объему выполненных работ. Такой подход будет выгоден бизнесу – организациям, выполняющим государственные контракты. При этом, что важно для государства, сохраняются гарантии исполнения условий договора".

В заключении аппарата Правительства РФ предложенное решение признано удачным, сказано, что поправки "призваны минимизировать финансовую нагрузку на банковские организации, а также позволят высвободить поставщикам (подрядчикам, исполнителям) финансовые ресурсы, что уменьшит нагрузку и на бизнес. Законопроект согласован с МЭР, Минюстом, ЦБ, Счетной палатой и бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, а также получил положительную оценку правительственного Института законодательства и сравнительного правоведения.

5 июня 2017

Право.Ru