В соответствии со ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции определено обеспечение добросовестности, открытости, справедливой конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Сфера организации закупок для публичных нужд является одной из наиболее коррупциогенных. В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147, отражены мероприятия направленные, в том числе, на повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Важное место при этом отведено именно системе контроля в сфере закупок, которая представляет собой один из основных инструментов в борьбе с коррупцией в данном сегменте.

Государственный контрольный комитет Республики Карелия, являясь одним из элементов этой системы, обеспечивает реализацию полномочий по региональному контролю в сфере закупок, главным образом, в пределах сделок, заключаемых с использованием бюджетных средств Республики Карелия.  Эти полномочия включают в себя как процедурный контроль (в предмет которого входит: проверка полноты содержания извещений, документаций, проектов контрактов, оценка правильности проведения процедуры определения поставщика, заключения контракта, проверка своевременности размещения информации о закупках в единой информационной системе в сфере закупок, правильности выбора способа определения поставщика, применения национального режима и т.д.), так и контроль соблюдения законодательства о контрактной системе, осуществляемый в рамках внутреннего государственного финансового контроля (осуществление контроля при планировании, нормировании закупок и формирования НМЦК, контроль исполнения контрактов). Такая полнота организации контроля с большей степенью вероятности позволяет исключить коррупционную составляющую, поскольку дает возможность анализировать действия заказчика от самого начала планирования, осуществления закупочного процесса и до исполнения контракта.

Основные показатели работы Комитета в этой сфере характеризуются следующими результатами.

В части процедурного контроля. Комитетом за 2016 год и 6 месяцев 2017 года в ходе контрольных мероприятий (плановые, внеплановые проверки, рассмотрение уведомлений и согласований) осуществлена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок  в отношении: 68 заказчиков Республики Карелия (из порядка 200 заказчиков Республики Карелия, 34%). 

Справочно: 1. Проверочные мероприятия планировались с учетом применения риск-ориентированного метода. Целью контрольных мероприятий является не объем проверенных закупок (несмотря на то, что по объему на 1 сотрудника выходит проверка 624 закупки), а наиболее риск – ориентированные закупки (с высокой ценой контракта, значимые для республики, закупки, в которых высока вероятность допущения нарушений, закупки, о которых имеется информация о возможных нарушениях, а так же проверка в отношении тех заказчиков, деятельность которых в течение длительного времени не была предметом проверок, заказчиков, которые территориально  отдалены).

2. В Республике Карелия порядка 200 госзаказчиков. 100 из них осуществляют закупки через Госкомитет по управлению госимуществом (порядка 10% всех госзакупок). Исходя из риск-ориентированного подхода, данная категория госзаказчиков обслуживается наиболее квалифицированными специалистами в сфере госзакупок и риск нарушений по ним отнесен к наименьшей категории. Таким образом из оставшихся 100 заказчиков по линии Контрольного комитета проверено 68%. Общий охват закупок по линии двух ведомств – порядка 17-20%.

Всего проверено 2499 закупок, что составляет около 7 % от всех закупок, осуществленных заказчиками Республики Карелия и опубликованных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, из которых:

- в 2016 году – 1575 закупок, в 1 полугодии 2017 года - 924 (что составляет 153% к 1 полугодию 2016 года).

Общая сумма проверенных закупок - 13 205,42 млн. руб., в том числе:

- в 2016 году - 11984,82 млн. руб., в 1 полугодии 2017 года 1321,7 млн. руб., что составляет 11% (1 полугодие  2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года, в стоимостном выражении цифра не показательная т.к. в 1 полугодии 2016 году в результате плановой проверки КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» проверено 16 закупок на сумму более 6 млрд. руб. и КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» проверено 45 закупок на сумму более 2,5 млрд. руб.)

- выявлены нарушения в 770 закупках (30,8%), в 2016 году - 504, в 1 полугодии 2017 года – 266 (что составляет 306% к 1 полугодию 2016 года) на сумму 5913,54 млн. руб. в том числе в 2016 году – 4664,13 млн.руб., в 1 полугодии 2017 года 1249,4 млн.руб., что составляет 29% 1 полугодию 2016 года.

 Для справки:

Государственным контрольным комитетом Республики Карелия в части соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок проведены проверки в отношении 33 заказчиков Республики Карелия (органы исполнительной власти, бюджетные учреждения Республики Карелия). Всего осуществлено 303 проверочных мероприятия:

1. 18 плановых проверок, из которых:

- в 2016 году – 13 проверок, в 1 полугодии 2017 года – 5 проверок, что составляет 83% (1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года)

Проверено 2198 закупок , из них:

- в 2016 году – 1394, в 1 полугодии 2017 года – 804 закупки, что составляет 165 %  1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года

 Общая сумма проверенных закупок по плановым проверкам - 8745,19 млн.руб. , из них:

-2016 год – 8655,5 млн.руб., 1 полугодие 2017 года – 89,6 млн.руб., что составляет 1% (1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года)

 712 закупок проведено с нарушением (32,4%):

-2016 год – 468 закупок, 1 полугодие 2017 года – 244, что составляет 381% 1 полугодие 2017 года по отношению 1 полугодия 2016 года,

Общая сумма закупок с нарушениями 4586,05 млн. руб.:

-2016 год – 4530,8 млн.руб., 1 полугодие 2017 года – 55,3 млн.руб. что составляет 1% (1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года;

 2. 24 внеплановых проверки, из которых:

- 2016 год – 14 проверок, 1 полугодие 2017 года – 10, что составляет 167% 1 полугодие 2017 года по отношению 1 полугодия 2016 года ),

Проверено  40 закупок

- 2016 год – 30  закупок, 1 полугодие 2017 года – 10, что составляет 60% (1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года)

 Общая сумма проверенных закупок по внеплановым проверкам 1228,24 млн.руб.:

- 2016 год – 137,6,5 млн.руб., 1 полугодие 2017 года – 1090,6 млн.руб. что составляет 931% (1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года)

 Проведено с нарушением 33 закупки (82,5%)

- 2016 год –23  закупок, 1 полугодие 2017 года – 10, что составляет 43% 1 полугодие 2017 года по отношению 1 полугодия 2016 года, на сумму 1220,35 млн.руб. (2016 год – 129,7 млн.руб., 1 полугодие 2017 года – 1090,6 млн.руб. что составляет 937% (1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года)

 3. Уведомления - 210:

Из них, в 2016 году рассмотрено 112 уведомлений, в т.ч.:

- 88 уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п.6 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (контракты только по линии ОИВ или подведомственного учреждения, ГУПа),

- 24 уведомления о заключении контракта на основании п.9 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ (чрезвычайные и неотложные мероприятия).   

За 6 месяцев 2017 года рассмотрено 98 уведомлений, что составляет 117% 1 полугодие 017 года к 1 полугодию 2016 года,

в т.ч.:

- 75 уведомлений по п.6 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ.

- 23 уведомления по п.9 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ.

По результатам рассмотрения уведомлений проведено 3 внеплановые проверки с последующим привлечением виновных должностных лиц допустивших нарушения законодательства о контрактной системе к административной ответственности и сделано 13 предупреждений о недопущении нарушений законодательства о контрактной системе.

 4. Согласования - 51:

В 2016 году рассмотрено 39 обращений, по двум обращениям отказано в согласовании, в связи с выявленными нарушениями законодательства.

В 2017 году - 12 обращений, что составляет 80% (1 полугодие 2017 года по отношению к 1 полугодию 2016 года), по двум закупкам документы возвращены заказчику в связи с тем, что представлены не в полном  объеме.

Все нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий, систематизированы и разделены по так называемым группам однородных нарушений. Такая систематизация позволяет определить наиболее вероятные причины допускаемых нарушений, а так же обеспечивает возможность адресной  разъяснительной работы с заказчиками.

1. К указанным нарушениям, к примеру, относятся нарушения, связанные с размещением информации о закупках в единой информационной системе. Это наиболее частые  нарушения, выражающиеся в не размещении, либо несвоевременном размещении информации в единой информационной системе при планировании, проведении закупок, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, при заключении контрактов, при изменении условий контрактов (в случае изменения потребности в товарах, работах, услугах), при размещении информации об исполнении контрактов,  что составляет 48 % от общего числа нарушений.

Принципы противодействия коррупции в первую очередь основываются на открытости проведения закупок. Обеспечение гласности, прозрачности, информационной открытости при осуществлении закупок являются одними из первоочередных и эффективных методов борьбы с коррупционными проявлениями в этой сфере. Комитетом на постоянной основе осуществляется мониторинг размещаемой в ЕИС информации о закупках. При выявлении подобных нарушений, Комитетом не только принимались меры по привлечению к административной ответственности должностных лиц, допустивших их, но также проводилась разъяснительная работа, направленная на профилактику подобных нарушений и, как следствие, повышение ответственности должностных лиц Заказчиков.

2. Другими, типичными нарушениями являются нарушения, допущенные при проведении процедур закупок:

- утверждение документации с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в частности: установление требований к закупке, не предусмотренных законодательством, некорректное описание объектов закупки;

- нарушения, допускаемые комиссиями при отборе участников закупки (необоснованный допуск) и при выборе победителя.

Во всех случаях внимание уделяется причинам, по которым допускаются нарушения. Это, во-первых, нарушения, обусловленные трудностями правоприменения, и во-вторых, нарушения, связанные с недостатками квалификации должностных лиц заказчика – таких нарушений, к сожалению, по-прежнему выявляется значительное количество. Подобные нарушения, безусловно, должны пресекаться, поскольку негативно отражаются на общих показателях эффективности государственных закупок, но их необходимо отделять от нарушений коррупционно-обусловленных, в частности от так называемых «заточек» закупочной документации. Яркими примерами таких нарушений, имеющих признаки коррупционной направленности, являются:

- не установление требований к участникам закупок, когда установление таких требований предусмотрено законодательством о контрактной системе;

- установление не предусмотренных законодательством о контрактной системе требований к участникам закупок;

- установление завышенных, излишне детализированных требований к товару;

- неправомерное использование в ходе исполнения контракта возможности замены товара на иной товар, с так называемыми улучшенными характеристиками, в случаях, когда измененные характеристики улучшенными, по сути, не являются, а замена обусловлена лишь возможностями поставщика;

- внесение изменений, дополнений в государственные контракты;

- превышение объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. В ряде случаев превышение допустимого объема больше чем в 2 раза. 

В рамках работы по профилактике коррупционных правонарушений закупки у единственного поставщика остаются под пристальным контролем. Сегодня Государственным контрольным комитетом Республики Карелия ведется разъяснительная работа с Заказчиками, направленная на снижение числа таких закупок. Очевидно, что своевременное, грамотное и эффективное планирование закупочной деятельности может явиться одним из механизмов снижения числа закупок у единственного поставщика и замещения таких закупок закупками с использованием конкурентных процедур.

При выявлении нарушений коррупционной направленности организация контрольной работы в единстве с полномочиями органа по профилактике коррупционных правонарушений позволяет проводить комплексный анализ полученной информации, в том числе исключить аффилированность участников закупки, что немаловажно в разрезе предупреждения коррупции.

 

Формами реализации материалов контрольных мероприятий являются:

- составление акта проверки с указанием выявленных нарушений,  ознакомление заказчика с актом проверки;

- направление заказчику предписания об устранении выявленного нарушения;

- отказ в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае выявления нарушений допущенных заказчиком при осуществлении закупки;

- проведение внеплановой проверки в случае выявления при рассмотрении уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком нарушений законодательства, допущенных заказчиком;

- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере закупок.

Иными формами работы служат также:

- разъяснительная работа с заказчиками, указание на выявленные нарушения с целью недопущения вновь, предупреждения о недопущении нарушений законодательства;

- контроль и учет оплаты штрафов по административным делам;

- оказания консультационной помощи по вопросам контроля в сфере закупок.

Говоря об административной ответственности, применяемой за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, необходимо отметить следующее. При выявлении признаков административных правонарушений в ходе проведения контроля, в отношении виновных лиц возбуждались и рассматривались административные дела.

За период 2016 года и 6 месяцев 2017 года, в том числе совместно с органами прокуратуры, возбуждено 119 дел об административных правонарушениях (отделом контроля в сфере закупок составлено 53 протокола об административном правонарушении), рассмотрено 114 дел.

Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений по рассмотренным Комитетом делам об административных правонарушениях в сфере закупок:

- ч.2 ст.7.31 КоАП РФ (25 % от общего количества рассмотренных Комитетом административных дел) - неразмещение либо несвоевременное размещение сведений в реестре контрактов;

- ч.1.4 ст.7.30 КоАП (23 % административных дел) - размещение информации и документов с нарушением требований Закона № 44-ФЗ

- ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ (14% административных дел) - утверждение документации о закупке с нарушением требований, установленных Законом № 44-ФЗ;

- ч.2 ст.7.30 КоАП РФ (16 %  административных дел) - признание заявок на участие в процедуре закупки надлежащими, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях за рассматриваемый период (2016 г. и 6 месяцев 2017 г.) на виновных должностных лиц наложены штрафы на сумму 1 532 тыс.руб. Фактически взыскано административных штрафов на сумму 1 330 тыс. руб.

Говоря об административной ответственности, применяемой за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, важно учитывать, что любое из таких нарушений потенциально коррупционно-оринтировано. Поэтому составы административных правонарушений в этой сфере формальные. Это означает, что наступление негативных последствий для общественных отношений законодатель связывает уже с самим фактом нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», иных последствий для правильной квалификации не требуется.

Важно, чтобы должностные лица Заказчиков это четко понимали, и Комитетом в этом направлении ведется планомерная разъяснительная работа.

В рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю за отчетный период проведено 12 проверок по закупкам на общую сумму 4 326 млн. руб. Нарушения выявлены в ходе 6 проверок (50%). 

Типичными нарушениями, выявленными при контроле в сфере закупок за 2016 год – 6 месяцев 2017 года, являются следующие:

- нарушение сроков размещения планов-графиков и своевременности внесения в них изменений;

- отсутствие соответствующего обоснования начальной (максимальной) цены контракта, указанной в плане-графике;

- внесение изменений, дополнений в государственные контракты, что приводит к дополнительному расходованию средств бюджета Республики Карелия вне конкурентных процедур;

- ненадлежащее исполнение государственных контрактов, формальный подход к приемке поставленных товаров, оказанных услуг;

- не применение государственными заказчиками в отношении исполнителей контрактов штрафных санкций и неустоек за ненадлежащее исполнение контрактов.

- неполнота осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

Выполняя функцию административного органа, Комитет осуществляет рассмотрение дел, возбужденных постановлениями органов прокуратуры республики. В 2017 году рассмотрены материалы дел, возбужденных прокуратурой республики по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ по фактам приемки и оплаты ненадлежащего количества оказанных услуг по государственному контракту. Виновное лицо привлечено к административной ответственности.

 Из числа наиболее эффективных инструментов профилактики коррупционных правонарушений в сфере закупок следует отметить следующие:

1. Во-первых, сама по себе эффективно и качественно работающая система контроля имеет важное значение для функционирования контрактной системы, помогая своевременно выявить недостатки, сбои и принимать меры по их устранению и урегулированию, а следовательно - обеспечить своевременную антикоррупционную профилактику.

2. Другим важным инструментом предотвращения коррупционных и иных злоупотреблений в сфере закупок является, безусловно, централизация закупочной деятельности.

Говоря о дальнейшей реализации концепции поэтапного перехода Республики Карелия к централизации закупок, важно отметить, что результаты контрольных мероприятий, проведенных Комитетом в 2015-2017 годах, показывают значительно более высокое качество осуществления закупочных процедур уполномоченным органом. Дальнейшая работа по укреплению централизации в сфере закупок в Республике Карелия позволит не только минимизировать число нарушений, допускаемых заказчиками, но и серьезно повысить общие показатели прозрачности и, как следствие - эффективности и коррупционной чистоты государственных закупок.

3. Кроме того, важное значение имеет работа, направленная на выработку механизмов, обеспечивающих чистоту и прозрачность наиболее значимых для Республики Карелия и крупных, с точки зрения бюджетных расходов, закупок, а соответственно и снижение коррупционных рисков при их осуществлении.

4. Важная роль в профилактике коррупционных проявлений в целом отведена просветительской работе и обучению. Это не только проведение обучающих семинаров, совещаний, но и выработка совместных рекомендаций, направленных на предотвращение наиболее часто встречающихся нарушений законодательства о контрактной системе, на повышение уровня информированности и компетентности Заказчиков.

Особенно следует обратить внимание на профилактику коррупционных проявлений посредством внедрения образовательного компонента для лиц, ответственных за организацию работы в сфере госзакупок, направленного на формирование антикоррупционных установок и антикоррупционного мышления.

 Дополнительные меры, подлежащие реализации:

Вне сопровождения по линии Госкомитета по управлению госимуществом и организации закупок находятся закупки подведомственных учреждений и организаций Минздрава, Госкомитета по дорожному хозяйству, транспорту и связи, Минстроя. Это наиболее значимые по объемам финансирования, а применительно к дорожному и капитальному строительству и по срокам действия контрактов, закупки.

Они требуют дополнительного, более детального регулирования на уровне полномочий Республики Карелия.

 Актуальной является тематика банковского сопровождения закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Республики Карелия.