Государственный контрольный комитет Республики Карелия осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Карелия.

За 8 месяцев 2016 года Комитетом проведено 20 проверок, из них 10 плановых и 10 внеплановых, рассмотрено 19 обращений заказчиков о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в связи с признанием открытого конкурса, запроса предложений несостоявшимися, 92 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика по пунктам 6, 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе контрольным органом выявлены следующие типичные нарушения.

1. Нарушения, связанные с размещением предусмотренной информации на официальном сайте:

- нарушение сроков размещения планов-графиков закупок и внесения в них изменений;

- неразмещение или нарушение сроков размещения извещений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- неразмещение или нарушение сроков направления информации в реестр контрактов о заключении, изменении, расторжении, об исполнении контрактов;

- неразмещение или размещение с нарушением сроков отчетов об исполнении государственных контрактов и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.

2. Нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком при проведении процедур закупок:

Утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства, а именно:

- не устанавливались требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у участника закупки,

 - участник закупки не является оффшорной компанией,

- участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики,

- не устанавливались ограничения на допуск товара, происходящего из иностранного государства.

 Допускалось объединение в составе одной закупки различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг.

 Единой комиссией по осуществлению закупок нарушался отбор участников закупки и выбор победителя в определении поставщика (заявка на участие в аукционе признавалась соответствующей требованиям документации о закупке, при этом участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке).

 Нарушался порядок предоставления разъяснений положений документации.

3. Нарушения при заключении и исполнении контрактов:

Отсутствие в контрактах обязательных условий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, а именно:

- в проектах контрактов и контрактах отсутствует информация, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения;

- условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусмотрена с нарушением требований Закона № 44-ФЗ, не предусмотрена возможность указания фиксированных сумм штрафов;

- нарушаются условия контрактов, в части сроков возврата заказчиком поставщикам (подрядчикам, исполнителям) обеспечения исполнения контракта, нарушение сроков оплаты по контрактам;

- допускаются изменения условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований, установленных в статье 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

4. Нарушения требований законодательства о предоставлении преимуществ при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций:

- выявлены случаи не соблюдения заказчиком объема осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- выявлены нарушения предусмотренных законом сроков размещения на официальном сайте отчетов об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства размещенный на официальном сайте составлен не верно;

- в условиях контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в нарушение требований законодательства, устанавливается срок оплаты поставленного товара, работы, услуги более 30 дней.

5. Нарушения при осуществлении закупок по предоставлению преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы  и организациям инвалидов:

- выявлены случаи не предоставления преимуществ в установленном Правительством Российской Федерации порядке или преимущества предоставляются с нарушением.

6. Нарушения при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

- превышение годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, (при годовом объеме не более двух миллионов рублей или не более пяти процентов совокупного годового объема закупок). Таким образом, нарушаются требования, в части принятия решения о способе определения поставщика.

В силу статьи 107 Закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выявлении признаков административных правонарушений, в ходе проведения контроля, Комитетом применяются административные меры к нарушителям. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждаются и рассматриваются административные дела, на виновных должностных лиц налагаются штрафы.

Комитет обращает внимание руководителей органов исполнительной власти Республики Карелия на указанные нарушения и необходимость усиления ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных учреждений, а также учитывая динамичность изменения законодательства о контрактной системе, на необходимость повышения квалификации и уровня знаний должностных лиц, ответственных за осуществление закупок.